Открытое дистанционное образование (ОДО)

BTO

 

Открытое дистанционное образование (ОДО) - самый эффективный метод обучения, позволяющий развить в себе компетенцию профессионального менеджера

ОДО – это качественно новый прогрессивный вид очно - дистанционного обучения, дающий отличные результаты. В ОДО успех обучения складывается из двух компонентов: путем постоянного повторения пройденного материала и четкого административного сопровождения. Создателем Открытого Дистанционного Образования является The Open University UK (OU).

 

Качество учебного процесса в OU было оценено на «отлично» британским Агентством качества высшего образования (Quality Assurance Agency for Higher Education). По итогам проведенного государством в 2005 году национального опроса удовлетворенности выпускников, OU занял первое место среди британских университетов.

 

Обычно студент слушает лекции или участвует в тренингах и ему все понятно, но проходит короткое время и студент уже многое не помнит. Конечно, кривая забывания у всех разная, но она у всех неуклонно идет вниз. Если учесть, что стоимость обучения, например, программ МВА высокая, то получается, что студент переплачивает за обучение, ведь полученные знания быстро забываются. ОДО позволяет изменить такой исход, студент не только гораздо дольше помнит концепции менеджмента, но и развивает навыки применения их на практике.

 

Итак, успех ОДО кроется в частоте повтора изученного материала. Технология построена так, что студенту приходится часто повторять концепции и модели. Механизм, стимулирующий повторение концепций и моделей курса – это письменные задания (ТМА), которые студент готовит примерно один раз в месяц. Чтобы написать ТМА объемом 15-20 страниц, необходимо несколько раз прочитать учебные материалы и попытаться связать изученную теорию со своей практикой.

 

Конечно, и в других технологиях обучения есть письменные задания, но далеко не во всех студент получает быструю и подробную обратную связь от тьютора (преподавателя) по своей письменной работе. Обратная связь от тьютора позволяет студенту понять и осмыслить, правильно ли он применил инструменты менеджмента на практике.

 

Самостоятельно изучать учебные материалы и писать ТМА не каждый сможет, и это правда. ОДО и здесь имеет отличия. Очные занятия (тьюториалы) проходят примерно один раз в месяц в выходные дни, позволяют обсудить в группе и с тьютором изученные материалы. Дискуссии, работа в команде, консультации тьютора в совокупности позволяют студентам понять и осмыслить те моменты из учебных материалов, которые не удалось понять при самостоятельном чтении.

 

Для кого-то может показаться, что один раз в месяц очные занятия - это маловато. Как быть, если есть возникли вопросы? Технология ОДО включает в себя учебный портал, где проходят интернет конференции. На учебном портале студенты общаются (дискутируют, выполняют совместные задания и др.) между собой и тьютором. Студент участвует в интернет конференции в удобное для него время и может быстро получать ответы на свои вопросы от тьютора и коллег по группе.

 

Еще одним отличием ОДО от традиционного обучения является Выездная Школа (ВШ). Она проходит примерно один раз в полгода, студенты выезжают загород на два дня в выходные дни. ВШ - это серия тренингов, которые позволяют закрепить знания и навыки, полученные в процессе обучения, но, главное, ВШ позволяет привить навыки командной работы и выработать поведенческие компетентности, присущие профессиональным менеджерам. Школа проходит динамично и весело, включает в себя как формальное, так и неформальное общение с коллегами из разных групп.

 

Обучение на программе завершается трехчасовым письменным экзаменом. В отличие от тестов и устных экзаменов, письменные экзамены более объективно отражают навыки студента. На письменном экзамене студент разбирает ситуацию из практики, тем сам демонстрирует свои практические навыки в менеджменте.

 

Четкое административное сопровождение это еще один компонент отличающий ОДО от традиционного обучения. Администратор вовремя информируют студента о всех аспектах обучения: напоминает о сроках сдачи ТМА, о времени и месте проведения тьюториалов и ВШ и т.д. Административное сопровождение помогает студенту эффективно использовать свое время.

 

Основные компоненты и подходы, заложенные в основу ОДО

Комплекс образовательных методик и подходов

 

Для повышения эффективности обучения в технологии ОДО используется комплекс методик и подходов к образованию, ориентированный на потребности и восприятие менеджеров. Его основные элементы следующие:

 

  • Сближение обучения с практической деятельностью студента – обучение на базе рабочей ситуации, вовлечение в учебный процесс практического опыта студентов и др.
  • Использование наиболее активных методов обучения, позволяющих экономно расходовать время студента, таких, как групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, «мозговые штурмы», работа с интерактивными учебными материалами и т.д.
  • Образовательный подход: помощь в проявлении уникальных способностей студента, формировании его собственной цельной картины взглядов на управление фирмой посредством усвоения концепций, применимых в широком диапазоне ситуаций.
  • Андрагогический подход – системное использование особенностей обучения взрослых людей, которые уже обладают организационным опытом, сами выбирают, что им учить, и могут обеспечить самоконтроль процесса обучения.
  • Развитие творческих способностей студентов, умения принимать решения в неординарных условиях путем использования проблемных методов обучения (case study и рабочие ситуации).
  • Развивающий подход – обучение умению не только знать, но и думать, использовать знания, регулярно повышать свой интеллектуальный уровень.
  • Универсальность изложения курсов и применение методов адаптации содержания к конкретным условиям.

 

Маркетинговый подход к обслуживанию студентов

 

  • Обеспечение максимального удобства обучения и его доступности для студентов
  • Системный подход к обеспечению студентов всем необходимым для обучения
  • Оптимизация финансовых и временных затрат студентов, отнесенных к эффективности обучения
  • Стандартизация технологии обучения
  • Система поддержания уровня качества
  • Модульное построение программ обучения. Возможность выбора студентом курсов и темпа обучения в соответствии с потребностями
  • Сочетание индивидуальности обучения с экономией от масштаба за счет использования сетевых методов обслуживания
  • Помощь в приобретении студентом не только знаний и умений, а и многого другого, необходимого для успешной деятельности руководителя

 

Методы обучения

 

Заочные

 

  • Самостоятельные занятия с учебными материалами.
  • Письменные работы – самостоятельное активное обучение с привлечением рабочей ситуации; текущий контроль и коррекция обучения.

 

Очные

 

  • Тьюториалы (семинары) – активное групповое обучение; получение обратной связи, коррекция обучения и мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
  • Воскресные школы – активное групповое и межгрупповое обучение в режиме «погружения»; коррекция полученных знаний, мотивация студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
  • Группы взаимопомощи – взаимообучение студентов, обмен опытом и установление деловых связей.
  • Письменный экзамен.

 

Основные выгоды для студента, предоставляемые данной формой обучения

 

  • Эффективное обучение без отрыва от работы
  • Уникальная практичность обучения
  • Экономия финансовых и временных ресурсов студента примерно вдвое
  • Высокий, стандартный уровень качества обучения
  • Получение дополнительных услуг (деловые связи, консультации и др.)